home | login | register | DMCA | contacts | help | donate |      

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


my bookshelf | genres | recommend | rating of books | rating of authors | reviews | new | форум | collections | читалки | авторам | add



5.1. Пропаганда в средствах массовой информации Советского Союза

Жизнь невозможна без воды и еды, а современная цивилизация немыслима без средств массовой информации, прежде всего телевидения и радио.

За всесоюзное и частично региональное телевизионное и радиовещание отвечал, существовавший с 1951 до 1991 год Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР), флагманами которого являлись: Центральное телевидение (ЦТ), вещавшее на I, II (до 16 сентября 1991 года), III Московской и IV программах, и Всесоюзное радио (ВР), работавшее на радиопрограммах «Радио-1», «Маяк», «Юность» и «Орфей».

Отмечая то, какое количество травмирующей психику и раздражающей телевизионной рекламы содержится на современных телеканалах Украины, хочется отметить следующие факты. До середины 1980-х годов по ЦТ рекламу в виде вставок в передачи не показывали: она шла в виде отдельных передач, которые назывались «Больше хороших товаров» (по I или II программе) или просто «Реклама» (по Московской программе). По Московской программе передавалась информационно-рекламная передача «Телевизионное справочное бюро». Реклама в качестве вставок в середине передач появилась во время недели Thames Television (шоколад KitKat, который в СССР тогда не продавался) и во время телемостов СССР — США (ведущие Владимир Познер и Фил Донахью), когда американская сторона была вынуждена делать на нее перерывы. В 1988 году была показана реклама Pepsi в исполнении американского певца Майкла Джексона. Рекламу в виде вставок также показывали во время трансляций с Олимпийских игр в Сеуле.

Вторая половина 1980-х годов. Эпоха гласности и демократизации: газета «Московские новости», журнал «Огонек»…; телевизионные программы «12-й этаж», «До и после полуночи», «Взгляд»…, демонстрация запрещенных фильмов.

С 1 января 1990 года на 1-й программе ЦТ из новой информационной студии стала выходить в эфир Телевизионная служба новостей (ТСН). В пятничные вечера, лицом которых стал диктор Игорь Кириллов, зрители могли смотреть вечерний канал «ВиД представляет», состоявший из программ телекомпании BnD: «Взгляд», «Политбюро», «Программа 500», «Поле чудес», «МузОБОЗ», «Шоу-биржа». Стали развиваться частные производящие телекомпании: ВиД, REN TV, 2x2, ATV («Авторское телевидение»). Предпоследняя стала производителем большей части программ для 3-й, а последняя — для 4-й программы.

В следующем году Указом Президента СССР от 8 февраля 1991 года и Постановлением Совета министров СССР от 7 марта 1991 года была создана Всесоюзная государственная телевизионная и радиовещательная компания, которая объединяла в своем составе ЦТ СССР, ВР, региональные студии телевидения и радиовещания, реорганизованные в местные (республиканские, областные, городские) государственные телерадиокомпании. Всесоюзной государственной телевизионной и радиовещательной компании (ГТРК) фактически не подчинялись: Вильнюсская, Рижская, Таллиннская, Кишиневская, Тбилисская, Ереванская и Бакинская студии телевидения и радиовещания. 21 февраля 1991 года Фрунзенская студия телевидения и Фрунзенская студия радиовещания были объединены в Государственную телерадиокомпанию Республики Кыргызстан. 24 мая 1991 года Киевская студия телевидения и Киевская студия радиовещания слились в Государственную телерадиокомпанию Украины. В августе 1991 года Гостелерадио-компания Украины вышла из подчинения Всесоюзной ГТРК. В том же году была создана Национальная телерадиокомпания Узбекистана.

Первым председателем Всесоюзной ГТРК был Леонид Кравченко, с 1985 по 1988 год занимавший пост первого заместителя, а с 1991 года — председателя Гостелерадио СССР. Кравченко проводил консервативную политику. В январе 1991 года под предлогом «уточнения концепции программы» отстранил от эфира ведущих «Взгляда». Затем отдал распоряжение отключить каналы информационного агентства «Интерфакс». Одновременно в новостных программах «Время» и ТСН ввел институт «выпускающих редакторов», которые осуществляли идеологический контроль ведущих программ и авторов сюжетов. Вскоре этот руководитель убрал из эфира ведущих ТСН Татьяну Миткову, Евгения Киселева и Юрия Ростова. В феврале на треть ограничил эфирное вещание «Радио России». В этот период с ЦТ по «собственному желанию» ушел популярный телеведущий Владимир Молчанов.

13 мая 1991 года последняя из союзных республик — РСФСР за счет вечерней части эфира 2-й программы ЦТ получила собственный телеканал «Российское телевидение» (Радио и телевидение России (РТР)), на котором появилась новая информационная программа «Вести». Он стал единственным из республиканских телеканалов, вещающим в эфире всех союзных республик.

19 августа 1991 года, подчиняясь решениям Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР, Леонид Кравченко ввел на ЦТ и ВР режим строгой политической цензуры, «запретил подавать информацию из Белого дома».

«Понедельник надо было делать днем открытого телевизионного марафона. Ведь с самого утра уже стали приходить "перегоны" с заявлениями в поддержку ГКЧП. Кстати, в том числе от первых лиц Украины и Казахстана: Кравчука и Назарбаева. Их кассеты пролежали у меня в сейфе до вечера, а потом они же и попросили их вернуть. (Смеется). Нужно было включить все студии СССР и пригласить туда людей разных возрастов и профессий, от военных до работяг, чтобы они высказывали свое мнение по поводу положения в государстве. Провести телереферендум. У ГКЧП ведь по стране была абсолютная поддержка — минимум 92 % населения. Таким способом ГКЧП с помощью телевидения одержал бы легкую победу».

Леонид Петрович Кравченко, председатель Гостелерадио СССР, (в его интервью 2010 года о неправильном использовании телевидения ГКЧП)

21 августа Леонид Кравченко Указом Президента СССР был временно отстранен от должности. После подавления выступления ГКЧП Кравченко Указом Президента СССР освобожден от занимаемой должности. Исполняющим обязанности председателя этой компании временно был назначен министр печати и массовой информации РФ Михаил Полторанин. 27 августа председателем Всесоюзной ГТРК стал главный редактор одного из ведущих либерально-демократических изданий эпохи перестройки, газеты «Московские новости» Егор Яковлев, а генеральным директором — Эдуард Сагалаев.

13 мая 1991 года последняя из союзных республик — РСФСР за счет вечерней части эфира 2-й программы ЦТ получила собственный телеканал «Российское телевидение» (Радио и телевидение России (РТР)), на котором появилась новая информационная программа «Вести». Он стал единственным из республиканских телеканалов, вещающим в эфире всех союзных республик. С августа 1991 года 4-я программа ЦТ, работающая только вечером, стала это делать по будням весь день. 16 сентября 1991 года 2-я программа ЦТ прекратила свое существование. Занимаемая ею частота в полном объеме была передана Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК), которая запустила на ней полнообъемный канал РТР. Повторы передач 1-й программы ЦТ перешли с его 2-й программы на 4-ю.

В октябре того же года прекращает вещание и 3-я программа ЦТ — ее частотный ресурс полностью передается Московской ГТРК. В это же время «Радио-1» переходит на третью кнопку, «Третья программа» ВР получает часть эфирного времени вместе с радио «Юность», а позже полностью прекращает свое существование.

28 ноября 1991 года Министерство печати и информации СССР фактически вошло в состав Министерства печати и массовой информации РСФСР. Новое Министерство печати и информации РСФСР возглавил высший руководитель последнего Михаил Полторанин. Под его управление перешли Всесоюзная ГТРК и Всероссийская ГТРК.

27 декабря 1991 года в связи с ликвидацией СССР Всесоюзная ГТРК была ликвидирована. Вместе с этим ненадолго покидает эфир и программа «Время». ЦТ СССР стало называться Телевидение «Останкино», а 1-й, 2-й, 3-й, 4-й программы ЦТ, Ленинградская программа, Технический канал заменяются в эфире соответственно на 1-й канал «Останкино», РТР, МТК и «2x2», «Российские университеты» и 4-й канал «Останкино», «Петербург — 5-й канал» и «ТВ-6 Москва».

На базе ВГТРК была сформирована Российская государственная телевизионная и радиовещательная компания (РГТРК) «Останкино». Ее основной задачей было освещение политической, экономической и культурной жизни в государствах — членах СНГ, между которыми планировалось акционирование этого вещателя. Первым председателем РГТРК «Останкино» стал Егор Яковлев, а первым генеральным директором — Эдуард Сагалаев.

В начале 1992 года из состава РГТРК «Останкино» были выведены региональные ТРК, в частности Санкт-петербургская государственная телерадиокомпания, осуществлявшая вещание весь день на 5-й телепрограмме в Москве и Санкт-Петербурге и по одному часу на 1-й радиопрограмме днем. На базе Студии московских программ «Останкино» (производившей передачи для 3-й телепрограммы) и Московской студии радио (вещавшей по 1 часу по будням на первой радиопрограмме в границах Москвы) была создана самостоятельная Российская московская телерадиокомпания (РМТК) «Москва». С весны 1992 года значительную часть программ для IV канала «Останкино» стала производить телекомпания ATV. В его эфир также выходило много повторов передач 1-го канала «Останкино», в результате прежняя учебно-просветительская специализации была размыта. С 6 июля 1992 года по будням у этого вещателя образовательные передачи были объединены в блок «Российские университеты», а программам ATV выделялось время после 22.00 часов.

19 января 1993 года 4-й канал «Останкино» был передан Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК). А 2 апреля того же года она и РГТРК «Останкино» учредили Государственную телекомпанию «Российские университеты», которая стала работать на этих частотных волнах.

3 октября 1993 года, в связи с попыткой захвата телевизионного технического центра (ТТЦ), 1-й и 4-й каналы «Останкино» прекратили вещание до утра следующего дня. Во время предвыборной кампании на 1-м канале «Останкино» было предоставлено неограниченное коммерческое время в эфире председателю ЛДПР Владимиру Жириновскому. 16 декабря 1993 года Вячеслав Брагин был смещен с поста председателя РГТРК «Останкино». 17 января 1994 года 4-я программа была передана ВГТРК (получила утренние и дневные часы и производство большей части раннее выходивших здесь образовательных программ) и телекомпании НТВ (получила вечерние часы).

В конце 1994 года одними из соучредителей ОАО «Общественное российское телевидение» (ОРТ) совместно выступали РГТРК «Останкино» и Ассоциация независимых телепроизводителей (АНТ). 14 марта 1995 года генеральным директором телевидения «Останкино» был назначен Григорий Шевелев, являвшийся до июля 1995 года первым заместителем председателя РГТРК «Останкино». 1 апреля 1995 года первый метровый канал перешел ОРТ, а РГТРК «Останкино» стало одним из производителей передач для него.

6 октября 1995 года Президент РФ Борис Ельцин издал Указ «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации», на основании которого Правительству РФ разрешалось ликвидировать РГТРК «Останкино». 12 октября 1995 оно это и сделало. Доля акций ЗАО «Общественное российское телевидение» перешла Госкомимуществу РФ. Радиокомпании «Радио-1», «Маяк», «Орфей» и «Юность» были подчинены управлению Федеральной службы по телевидению и радиовещанию, телекомпания «Российские университеты» вошла в состав ВГТРК, производство программ «Время» и «Воскресенье» осуществляло ОРТ, программ «Человек и закон» и «Здоровье» — телекомпания РТС. Некоторые структуры РГТРК «Останкино», прежде всего Информационное телевизионное агентство (ИТА), просуществовали до 1996 года.

Технологии цифрового вещания, интернет-СМИ позволили широко развить ТВ в независимых государствах на территории бывшего СССР. Однако новые медиа и их среды не составляют единого постсоветского информационного пространства. И это имеет свои глобальные последствия.

В отличие от Российской Федерации информационное поле Украины за 27 лет ее независимости практически полностью изменилось. Это повлияло на сознание граждан этого государства в целом и его разных регионов, в частности.

На Украине стало много телеканалов. Но все они, кроме общественного телерадиовещания, принадлежат олигархам. А они, как можно было не раз уже убедиться, люди ушлые, но, дипломатично выражаясь, не очень умные. Поэтому стелят они мягко, но спать твердо.

Многолетнее, агрессивное, колоссальное влияние на мозги массовой культурой, западные вливания в сферу идеологии сформировали установки, во многом противоположные предыдущим и поддерживаемые общественным мнением. От этих плодов, в свою очередь, получают жизнь различные важные переходные этапы, в том числе майданные всплески. Они имеют логику и востребованность, но заглушают разумные аргументы оппонентов. Приводят, например, к запрету трансляции на территории Украины подавляющего большинства российских телеканалов и практически одновременному запуску в ней декоративного формата «Общественное вещание».

Мощным разрушительным потенциалом обладают активные параноики, способные индуцировать психозом значительное количество людей. На украинское телевидение были выведены ярко выраженные параноики. Их воздействие на массовое сознание спровоцировало: майдан, одесские убийства, бойню на Донбассе, погружение Украины в хаос, войну и разруху.

Не стоит преувеличивать способность среднестатистического человека с ограниченным набором знаний, не обладающего навыками самостоятельного мышления и устойчивой психикой, критически оценивать получаемую им информацию и адекватно воспринимать действительную реальность. Тем более в условиях отсутствия информационных альтернатив психопатизирующим СМИ. Независимо от своего пола, возраста, образования, культуры, происхождения и места жительства подавляющее большинство индивидов способно поверить во что угодно. Степень их внушаемости зависит от силы информационно-психологического давления того параноика, под воздействием которого они окажутся.

В любом обществе — ничтожное меньшинство людей, обладающих устойчивой психикой, самостоятельным мышлением и иммунитетом к массовому психозу. Способность мыслить логически, оперируя не эмоциями, господствующими в обществе стереотипами и дезинформацией СМИ, а объективными фактами — настолько же редкие качества человека, как его устойчивость к внушению и способность идти по жизни своим собственным путем. Поэтому толпы в экстазе кричат «Хайль Гитлер!», «Слава Украине!», энергично маршируют колоннами, люто кого-то ненавидят и восторженно убивают «врагов», даже если еще вчера они были их близкими друзьями или родственниками.

Как же работает государственная пропаганда и какое значение она имеет?

Одни считают, что СССР развалила работа радиостанций «Голос Америки», ВВС и Радио Свобода. Другие, что граждан Украины зомбирует машина нацистской пропаганды, третьи клянут «путинские СМИ», «развращающие народ» и «нагнетающие враждебность в отношении креативного класса и Запада».

До той поры, пока КПСС не решила отдать власть, западная пропаганда смогла наплодить лишь несколько сотен диссидентов, которые были уверены, что при их жизни «революция не произойдет».

Запрос на патриотическую политику в России возник еще до того, как Владимир Путин стал ей широко известен и выразился в высоком премьерском рейтинге Евгения Примакова. На Украине число сторонников ее евроинтеграции выросло с 30 % в 1993 году до 46 % в 2004 году, перед первым майданом. С тех пор эта цифра колебалась на 2–3 % в одну и другую сторону.

Тотальное господство коммунистической пропаганды не смогло отменить переоценку в период между серединами 1970-х и 1980-х годов ценностей советскими людьми. Они не стали жертвой западной пропаганды, не поддерживали намерения диссидентов разрушить СССР, заменить социалистическую систему капиталистической, уничтожить советскую власть, но они и не верили в то, что коммунизм будет построен и что советское общество справедливее западного, предоставляет больше прав, возможностей и равные стартовые позиции. С началом «перестройки» эта убежденность советских людей в несправедливости советского общества вылилась в СМИ.

СМИ не столько создают результат, сколько его фиксируют. Потому что совпадение мнений создателя и потребителя информации значимее ее адекватности реальной действительности. Народ одобряет то, что соответствует его установкам, и не доверяет выходящему за пределы его понимания. Концентрируясь на чем-либо и ориентируясь на рейтинги своих продуктов, СМИ создают определенный спрос, который сами и удовлетворяют. И делают это до тех пор, пока читатели, зрители и слушатели не утомятся той или иной темой. Но до этого СМИ будут зеркально отражать заданный ими общественный интерес и транслировать его на уровне руководства страны. Оно, в свою очередь, оформляет запрос на социологические и иные исследования и оценки. Возникающая самоподдерживающаяся система замыкает круг. Государство вынуждено учитывать общественный интерес. Все это формирует виртуальную реальность и запросы через СМИ к властям, определяющие диапазоны их возможных маневров.

До момента перемещения общественного информационного запроса на изначально воспринимаемый немногими глобальный уровень политики в соответствие с реальным состоянием дел массмедиа и экспертное сообщество будут рисовать и навязывать искаженную картину мира обществу и государственной власти. Невзирая на это, она до определенного момента будет продолжать проводить адекватную обстановке политику. Общественное мнение может быть ей как помехой, так и подспорьем.

В СССР не было Интернета. Но и на Западе его не было тоже.

Телевидение в СССР было маломощным по количеству программ — страдало-таки излишней парадностью. Но информация — ее качество и подача на советском телевидении — была намного грамотней и профессиональней. Намного больше было количество, как это ни странно звучит, информации, чем сейчас.

Мы тонем в телепрограммах и сообщениях, но информации там нет, либо она подана в виде рекламы — идиотские сообщения о жизни звезд, бесконечные страшилки.

В этом плане в Китае работает не цензура, а регулирование, защита, построение «Великой Китайской стены» как защиты в информационном пространстве от внешних воздействий — это ключевая задача в противоборстве: доведение позитивной информации о Китае за его пределы и одновременно защита информационного поля от внешнего разлагающего воздействия. Можно было пойти двумя путями. Первый — запретить подключаться к Интернету. После окончания Второй мировой войны, когда коммунистические идеи были довольно популярны в Америке, в ней запретили продавать радиоприемники, способные принимать длинные волны советского радио. Американцы, если бы и хотели, не могли получать никакой информации из СССР. Они пошли по пути цензурирования. Китайцы тоже могли так сказать, что мы разрешим, например, только 20 млн подключиться к Интернету, а остальных не пустим. Они открыли двери, но не хаотического, а под контролем. Скандал с Google в 2010 году — проведение такой государственной политики, недопущение повторения опыта на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, блокирование попыток «цветной революции», развивавшейся по майданному варианту — палатки, студенты, которые жестко подавили и сделали выводы.

Перед руководством Китая стояла задача не допустить запуска такого антигосударственного механизма: оно открыло двери, но стало жестко контролировать те сегменты общества, которые могут стать угрозой национальной безопасности. Контроль был введен на государственном уровне и на уровне университетов.

После череды событий, начиная с Туниса, «цветные революции» практически полностью запускались и «раскачивали» государства Ближнего Востока и Восточной Европы информационно. Тунис был страной с высоким уровнем жизни и ситуацию раскатали только информационными средствами, прежде всего с помощью Интернета и социальных сетей.

Китайская стратегия административно-правового регулирования зон риска, в частности студенчества, оказалась правильной, когда на пекинский майдан вышли 150 человек, из которых 50 были сотрудниками американского посольства, 50 — западными журналистами и 50 — китайцами. Китайский опыт частично применяют в Белоруссии, и она дважды избежала «цветных» революций. Попытки осуществления государственного переворота там предпринимались системно и в большем объеме, чем на Украине. Но наличие жесткой центральной власти, принятие правильных и своевременных решений, в том числе нормативно-правовых, позволили избежать последствий.

Противодействию «российской пропаганде» Конгресс США уделяет значительное внимание. РФ недооценивает работу в соцсетях. У нее отсутствует государственный интернет-холдинг, который мог бы заниматься работой на внутреннем и внешнем полях в социальных сетях. В 1998 году американцы приняли концепцию информационных операций — впервые ввели понятие наступательных информационных операций. Тогда еще не было соцсетей, но принципиальный момент был в том, что такие операции могут иметь место и в мирное время — это был кардинальный методологический вывод, открытый официальный документ. Это было началом информационной войны на официальном уровне, но в России до сих пор нет доктринальных документов, прописывающих подобные вещи. В 2006 году американцы издали документ, детализирующий предыдущий и объявляющий социальные сети и Интернет главным полем информационных операций. У нас доктринально нигде не прописаны меры противодействия. Это звенья плана, который работает с 2006 года. Создаются новые структуры, подразделения, ударные информационные кулаки.

В 2017 году в Российской Федерации произойдет законодательно определенное снижение с 50 до 20 % доли, которой иностранцы могут владеть в российских СМИ. У американцев закон об информации существует с 1948 года, там иностранцы не могут владеть более чем 25 % СМИ. Не введена и обязательная перерегистрация СМИ. Новые нормы будут касаться только вновь создаваемых СМИ. У нас есть три федеральных телеканала со 100 %-ным иностранным капиталом. Существует проблема собственников СМИ, социальных сетей, социальных услуг, провайдеров — с участием иностранного капитала. Мы запаздываем в нормативно-правовом регулировании. 2 тыс. британских солдат вновь созданной 77-й бригады Вооруженных сил Великобритании будут работать профессионально в соцсетях против России — это гигантская цифра: у нас весь главк по борьбе с экстремизмом меньше.

У нас есть сотрудники, занимающиеся этим направлением, но гораздо меньшим числом. Роскомнадзор регулирует только три сектора информационного поля — это очень узкая часть спектра. Нужно брать за основу западные нормативно-правовые документы. Когда США в 2001 году приняли закон о поддержке патриотизма — там жесточайшие нормы регулирования внутриполитического и информационного пространства США, и хотя прошло уже 14 лет со времен терактов, он действует, а принят был через две недели после терактов.

Украинское информационное поле представляют как борьбу олигархов, тупое зомбирование и информационный беспредел. Там полное внешнее западное управление. Арсена Авакова назвали «фейсбучным министром» внутренних дел Украины. До переворота у него не было своей странички в Facebook. Однако 9 марта 2014 года в Киев прибыли 16 офицеров киберцентра НАТО из Таллинна, они стали ядром системы работы в социальных сетях и управления через них внутренним украинским общественным мнением и российским. На Украине около 3 млн пользователей Facebook, в России — 30 млн, и вся эта работа направлена преимущественно на российскую «фейсбучную» аудиторию. С российской стороны в Facebook активную позицию занимают энтузиасты, а с той стороны — специальные подразделения. Это принципиальное отличие. Российские госструктуры работают, как правило, в рамках конкретных операций. Скажем, нужно было информационно обеспечить воссоединение Крыма. Он воссоединился, работа закончилась, и эти действия не являются частью стратегического общего плана действий всех структур. Проблема в отсутствии координации.

При правильном распределении обязанностей одни должны блокировать антигосударственные действия в соцсетях, другие работают в СМИ, третьи — с политическими партиями, т. е. должен быть единый план действий и за это должен отвечать какой-то советник в этой сфере. В США этот механизм замыкается на службы разведки. Директор киберкомандования США одновременно директор АНБ, т. е. он в обычное время старший в нем, а во время проведения операции в информационной войне — он старший для всех 18 разведывательных служб государства. В Российской Федерации подобные попытки предпринимались, но не завершились созданием координационной структуры. У руководства РФ есть понимание, что это — важная сфера. Была создана и успешно действует Russia Today. Но против России ведется системная многолетняя работа — с 2006 года, она требует системного стратегического ответа.

Наше поражение на немецком информационном поле очевидно, когда в 2008 году (вооруженный конфликт на Кавказе) соотношение позитивных к негативным новостям о России было 1:4, а в ходе украинского кризиса стало 1:70. Это заставляет сделать попытку разобраться, что произошло, кто влияет на немецкое общественное мнение, какие там проводились конференции, круглые столы, какие СМИ и как там работают. В Германии около 15 млн человек знают русский язык, там проживает много граждан России. Американцы сделали выводы после августа 2008 года, когда в Германии было более лояльное отношение к России, чем в США и Великобритании, внесли коррективы и изменили ситуацию. Нам тоже следует сделать свои выводы. Госдеп США — это не МИД РФ. Сергей Лавров и Виталий Чуркин отлично информационно действовали, но нет должности заместителя министра по публичной дипломатии, который курировал бы всю эту деятельность, ставил задачи послам. Отсутствует такой функционал. Многие вещи — из организационно-управленческой сферы.

Задача соперников России — максимально ограничить влияние русского языка, культуры на умы, настроения людей во всем мире. Для этого же и русские школы, например, на Украине закрывали. Голливуд — основная тема. Все кинофильмы идеологизированы. Реконструкция истории, попытка подменить итоги Великой Отечественной войны. Франция — это поражение еще Советского Союза. Так, в 1945 году абсолютное большинство французов считало, что СССР внес решающий вклад в победу, а в 1994 году уже меньше половины. Во Франции была мощнейшая коммунистическая партия, в каждом шестом французе-русская кровь, как рассказывали сами французы. Кардинальное изменение настроений за 70 лет. Несмотря на Наполеона, у Франции к России в основном были позитивные настроения. Так случилось потому, что CNN создали в 1980 году, a Russia Today — через 25 лет. Они активно действуют в этой культурной сфере — масса скандалов, это все — поле информационной войны. Задача Запада — принизить роль России на всех исторических этапах, в первую очередь во Второй мировой войне.


4.5. Интеллектуальное развитие | Русский разлом | 5.2. Неправительственные организации — от их появления до проявления